Телефон:
+7 (914) 700-90-94
E-mail:
dalurist@mail.ru
Версия для
слабовидящих
» » ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И МЕЖЕВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ
06
январь
2017

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И МЕЖЕВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

В соответствии с частью 3 ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре объектов недвижимости" производится постановка на кадастровый учет земельного участка в целью уточнения площади и границ земельного участка. На практике возникают сложности, связанные с уточнением границ земельного участка, ранее поставленного на кадастровый учет.

Законодательством достаточно четко отрегулированы процедуры межевания земельного участка и административные требования к кадастровому учету в связи с уточнением границ земельного участка. Однако к кадастровому инженеру обращаются граждане, не имеющие юридического образования и правовой компетенции в области межевания и кадастрового учета. Они заключают договоры с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, предлагающими услуги по проведению работ по межеванию. Однако проконтролировать результат выполненных работ заказчик не имеет возможности, поскольку не знает, каким юридическим требованиям он должен соответствовать. Организации, предоставляющие услуги межевания, нередко используют дефицит информации в корыстных целях и совершают мошеннические действия, предусмотренные статьей 159 Уголовного кодекса РФ. Работы по межеванию земельного участка фактически не выполняются, а если и выполняются, то с грубыми нарушениями. Заказчику выдается межевой план земельного участка, содержащий недостоверные сведения. И в результате в лучшем случае кадастровая палата отказывает в регистрации земельного участка с уточнением его границ, в худшем случае - собственник лишается своего земельного участка, поскольку координаты не соответствуют месту положения земельного участка на местности.

Если собственнику земельного участка отказано в регистрации изменений, надо иметь в виду, что соответствующая процедура отрегулирована письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15 мая 2009 г. N 3-2864-ГЕ "О необходимости соблюдения норм Федерального закона от 27 апреля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Названный документ содержит требования к оформлению решения о приостановлении и решения об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости. В частности, при проведении проверки представленных документов и подготовке решения о проведении кадастрового учета не допускается:

- истребование повторного заявления при поступлении от заявителя или его представителя документов, направленных на устранение причины приостановления кадастрового учета;

- вынесение повторных решений об отказе или о приостановлении кадастрового учета в связи с выявлением обстоятельств, содержавшихся ранее в представленных документах и не указанных в первичных решениях об отказе или о приостановлении кадастрового учета;

- при подготовке решения ссылаться на положения закона без указания конкретных обстоятельств (содержания документов), послуживших причиной принятия соответствующего решения;

- в качестве рекомендаций о доработке представленных документов включать предложения общего характера, таких как "обратиться к лицу, считающемуся кадастровым инженером для устранения замечаний";

- ссылаться в решениях (как на основания их принятия) на документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не являются обязательными для их исполнения (соблюдения) третьими лицами (заявителями).

Отказ в регистрации является правовым основанием обращения к кадастровому инженеру для устранения брака при выполнении подрядных работ по межеванию земельного участка с определением границ на местности. Однако потерпевшему при этом необходимо обосновать претензии, предъявляемые к качеству выполнения работ по межеванию земельного участка с определением границ на местности. Правовая компетенция для этого у обманутого заказчика отсутствует. Обычно он обращается к другому кадастровому инженеру, и снова оплачивает выполнение подрядных работ межевания земельного участка с определением границ на местности. Потом снова выявляется "ошибка", служащая основанием для отказа в регистрации права собственности на земельный участок. Кошмар может продолжаться до бесконечности, ведь таким путем организованная преступная группа просто присваивает деньги заказчика. Доказать сговор сложно, а тем более сложно доказать наличие существования организованной преступной группы, занимающейся мошенничеством при межевании земельных участков. В описанной схеме может не происходить незаконное изъятие земельного участка, поскольку объектом совершения мошенничества являются деньги.

Под прямым получением финансовой или иной материальной выгоды понимается совершение одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений (например, мошенничества, совершенного организованной группой либо в особо крупном размере), в результате которых осуществляется непосредственное противоправное обращение в пользу членов преступного сообщества (преступной организации) денежных средств, иного имущества (абз. 2 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. N 12 "О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)").

Преступное сообщество (преступная организация) может осуществлять свою преступную деятельность либо в форме структурированной организованной группы, либо в форме объединения организованных групп, действующих под единым руководством.

Под косвенным получением финансовой или иной материальной выгоды понимается совершение одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений, которые непосредственно не посягают на чужое имущество, однако обусловливают в дальнейшем получение денежных средств и прав на имущество или иной имущественной выгоды не только членами сообщества (организации), но и другими лицами (абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 12).

Потерпевшему от мошеннических действий участников преступной организации, совершающихся в процессе землеустроительных работ, невозможно обнаружить преступные связи. Однако сходство "почерка" и совпадение фамилий заставляют потерпевшего задуматься о наличии преступной связи между должностными лицами различных муниципальных образований одного и того же субъекта Федерации.

Преступное сообщество (преступная организация) отличается от иных видов преступных групп, в том числе от организованной группы, более сложной внутренней структурой, наличием цели совместного совершения тяжких или особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды, а также возможностью объединения двух или более организованных групп с той же целью (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 12).

Попытки потерпевшего обратиться к другим кадастровым инженерам того же города, других районных центров области и, наконец, к кадастровым инженерам областного центра с целью реабилитации ситуации по межеванию земельного участка обычно оканчиваются неудачей. Либо в предоставлении услуги межевания отказывают, ссылаясь на отдаленность района, либо схема совершения преступления повторяется. Но при этом называется фамилия авторитетного лица (кадастрового инженера, начальника отдела межевания, супруга главного архитектора города, заместителя руководителя Управления государственным имуществом муниципального образования), от которого зависит положительное решение вопроса. При этом даже на уровне субъекта Федерации в качестве "рычага" продвижения работ по межеванию земельного участка упоминается фамилия должностного лица территориального органа Росреестра, за подписью которого, кстати, фальсифицированы сведения о правах на земельный участок в кадастровой выписке земельного участка.

Сферы преступной деятельности распределены между структурными подразделениями преступного сообщества, о чем потерпевший догадывается при попытках заключить договор с разными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - кадастровыми инженерами. О готовности преступного сообщества (преступной организации) к совершению указанных преступлений могут свидетельствовать, например, приобретение и распространение между участниками орудий или иных средств совершения преступления, договоренность о разделе территорий и сфер преступной деятельности (абз. 1 п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 12).

После того как глава администрации местного самоуправления отказывает в выдаче правоустанавливающего и правоподтверждающего документа на земельный участок, территориальный орган Росреестра выдает кадастровый паспорт с фальсифицированными сведениями о правах правообладателя (значится не собственник, а третье лицо, не имеющее законных прав), БТИ муниципального образования - справку об отсутствии ранее учтенного недвижимого имущества (дома), находящегося на земельном участке, а кадастровый инженер "допускает кадастровую ошибку", у потерпевшего не остается сомнения, что он имеет дело с организованной преступностью с устойчивыми связями и координацией действий между членами преступного сообщества.

Под координацией преступных действий следует понимать их согласование между несколькими организованными группами, входящими в преступное сообщество (преступную организацию), в целях совместного совершения запланированных преступлений. Под созданием устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами следует понимать, например, действия лица по объединению таких групп в целях осуществления совместных действий по планированию, совершению одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 12).

Каждый участник преступного сообщества на своем уровне выполняет преступные действия: фальсифицирует сведения реестра недвижимого имущества и сделок с ним и (или) записи в похозяйственной книге, заведомо неверно определяет координаты земельного участка, площадь жилого дома, указывает в техническом плане дома вместо общей площади лишь жилую площадь и проч. Другими словами, каждый участвует в преступном сообществе с одной целью - совершить мошеннические действия, предметом которых является недвижимое имущество (земельный участок, жилой дом, другая недвижимость) или денежные средства.

Под участием в преступном сообществе (преступной организации) (ч. 2 ст. 210 Уголовного кодекса РФ) следует понимать вхождение в состав сообщества (организации), а также разработку планов по подготовке к совершению одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений и (или) непосредственное совершение указанных преступлений либо выполнение лицом функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого сообщества (финансирование, снабжение информацией, ведение документации, подыскание жертв преступлений, установление в целях совершения преступных действий контактов с должностными лицами государственных органов, лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, создание условий совершения преступлений и т.п.). Преступление в форме участия лица в преступном сообществе (преступной организации) считается оконченным с момента совершения хотя бы одного из указанных преступлений или иных конкретных действий по обеспечению деятельности преступного сообщества (преступной организации) (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 12).

Участники преступного сообщества совершают мошеннические действия, должностные подлоги и прочие преступления с использованием своего служебного положения. Кадастровый инженер является специальным субъектом уголовных правоотношений, поскольку осуществляет свою профессиональную деятельность как аттестованное лицо.

К лицам, совершившим деяние, предусмотренное частями 1 или 2 ст. 210 УК РФ, с использованием своего служебного положения, следует относить как должностных лиц, так и государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящихся к числу должностных лиц, а также лиц, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности или в некоммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным учреждением. Под использованием служебного положения в целях совершения деяний, указанных в части 1 или 2 ст. 210 УК РФ, следует понимать не только умышленное использование лицом своих служебных полномочий, но и оказание влияния исходя из значимости и авторитета занимаемой им должности на других лиц в целях совершения ими определенных действий, направленных на создание преступного сообщества (преступной организации), и (или) участие в нем (ней) (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 12).

Должностные лица разных уровней линейной и вертикальной иерархии действуют слаженно и организованно под единым руководством. При этом прослеживается хорошо подуманная цепь преступлений, в которой одно нарушение закона является условием совершения другого, и вся логическая цепь таких последовательно совершаемых преступных деяний приводит в конечном результате к незаконному изъятию недвижимого имущества и денег.

Объединение организованных групп предполагает наличие единого руководства и устойчивых связей между самостоятельно действующими организованными группами, совместное планирование и участие в совершении одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений, совместное выполнение иных действий, связанных с функционированием такого объединения (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 12).

Думается, организатор преступного сообщества находится в областном центре, а руководители структурных подразделений преступного сообщества осуществляют преступную деятельность в районных центрах при соучастии глав администраций местного самоуправления.

Под структурным подразделением преступного сообщества (преступной организации) следует понимать функционально и (или) территориально обособленную группу, состоящую из двух или более лиц (включая руководителя этой группы), которая в рамках и в соответствии с целями преступного сообщества (преступной организации) осуществляет преступную деятельность. Такие структурные подразделения, объединенные для решения общих задач преступного сообщества (преступной организации), могут не только совершать отдельные преступления (дачу взятки, подделку документов и т.п.), но и выполнять иные задачи, направленные на обеспечение функционирования преступного сообщества (преступной организации) (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 12).

Руководителем структурного подразделения преступного сообщества может являться должностное лицо территориального органа Росреестра или глава администрации муниципального образования (поселкового или сельского совета) либо должностное лицо Управления государственным имуществом муниципального образования (как правило, тот, кому делегировано право местоположение границ земельных участков, например главный архитектор города районного значения).

При совершении участником преступного сообщества (преступной организации) тяжкого или особо тяжкого преступления его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных частью 2 ст. 210 УК РФ и соответствующей частью (пунктом) статьи УК РФ, с учетом квалифицирующего признака "организованная группа" (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 12). Таким образом, квалифицировать действия участников, организаторов и руководителей преступного сообщества необходимо по совокупности статьи 210 и квалифицированного состава статьи 159 УК РФ.

Вторая схема мошенничества, разработанная кадастровыми инженерами при определении границ земельного участка, осуществляется с целью незаконного изъятия земельного участка и обращения в свою пользу или пользу третьих лиц при помощи внесения в межевой план координат земельного участка, не соответствующих координатам на местности. По фиктивным координатам получается, что земельный участок не существует либо по координатному плану территории на одном земельном участке "лежит" другой.

На первый взгляд, досадная, но исправимая кадастровая ошибка, для устранения которой закон предусматривает соответствующие возможности. Действительно, пункт 3 ст. 26 Закона N 221-ФЗ предусматривает возможность приостановления осуществления кадастрового учета. Орган кадастрового учета при принятии решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным). В соответствии с пунктом 9 ст. 26 Закона N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.

В пункте 8 указанной статьи говорится: если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, являются ошибки в государственном кадастре недвижимости, исправление таких ошибок осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Закона N 221-ФЗ.

В статье 28 представлен перечень ошибок, допущенных в кадастровом учете. Они подразделяются на два вида. Первый вид - техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях). Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке. Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление ошибки. В случае исправления технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении ошибки, направляет данное решение по почтовому адресу правообладателя указанного объекта недвижимости или, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об этом адресе, по почтовому адресу правообладателя. Решение об исправлении технической ошибки в сведениях может быть обжаловано в судебном порядке.

Техническая ошибка устраняется легко. Однако на практике часто встречаются ошибки другого рода, имеющие, как правило, криминальные корни. Это второй вид ошибок, упомянутый в статье 28 Закона, - воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях). Именно под эту категорию ошибок маскируется мошенничество при выполнении межевания земельных участков.

На первый взгляд, в законодательстве подробно отрегулирован порядок устранения ошибок в кадастровом учете. В пункте 4 ст. 28 Закона N 221-ФЗ предусмотрено исправление ошибок в государственном кадастре недвижимости. Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона N 221-ФЗ), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, содержащими такую ошибку, на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении ошибки.

В соответствии с пунктом 5 ст. 28 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости ее устранения, которое должно содержать дату выявления ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления ошибки в предусмотренном законом порядке. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

По итогам "работы над ошибками" орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня исправления технической или кадастровой ошибки в сведениях представляет документы о таком исправлении в государственные органы, определенные Правительством РФ.

Перечисленные правила "включаются", только если собственник земельного участка обнаружит ложную информацию, содержащуюся в реестре недвижимого имущества. Однако вероятность обнаружения мала, а точнее, она стремится к нулю. Собственник владеет и пользуется недвижимым имуществом и даже не подозревает, что определять юридическую судьбу этого имущества, т.е. распоряжаться им, он не вправе.

По вышеописанной схеме преступления, если потерпевший попытается продать земельный участок, именно он и попадает в поле зрения правоохранительных органов в связи с совершением преступления, предусмотренного статьей 159 УК РФ, а виновные лица благополучно избегут ответственности.

Обманутым заказчикам геодезических работ следует иметь ввиду, что Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2000 г. N 568 "Об установлении единых государственных систем координат" введена система геодезических координат 1995 г. (СК-95) - для использования при осуществлении геодезических и картографических работ начиная с 1 июля 2002 г. Чтобы разобраться в названной системе координат, а тем более знания применить на местности, используя геодезический метод, потерпевшему необходимо иметь соответствующее геодезическое образование.

Простое использование потерпевшим навыков черчения значимой помощи не окажет, поскольку выстроенная геометрическая фигура на графике будет находиться "торцом к оси X", а ее "фасад по оси Y". При проекции координат поворотных точек на оси X и Y площадь земельного участка оказывается около двух квадратных метров. Для того чтобы "фасад" развернуть и поставить на ось X, необходимо координаты оси X и координаты оси Y поменять местами. Можно данную работу выполнить "вручную", а можно воспользоваться специализированными программами "Marinto" или "Mip/Mif". Однако и этого недостаточно. Нужно знать систему координат, используемую в данном субъекте Российской Федерации, а также систему координат смежных земельных участков, с которыми имеется общая граница.

Для установления координат отмежеванного смежного земельного участка нужно обратиться в кадастровую палату для получения выписки из реестра. Для этого в территориальный кадастровый орган необходимо представить фамилию, имя, отчество собственника, адрес, по которому расположен земельный участок, и кадастровый номер смежного земельного участка. При отсутствии указанной информации в межевом плане земельного участка сотрудники территориального органа Росреестра предлагают обратиться за недостающей информацией к кадастровому инженеру. В свою очередь, кадастровый инженер ссылается на Росреестр как на уполномоченный орган, формирующий информационную систему, в которой содержится вся истребуемая информация. Круг замыкается, и растерянный собственник земельного участка обращается в полицию.

Однако это обращение заканчивается вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления (подп. 1 п. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Часть 1 ст. 144 УПК РФ понимается сотрудниками правоохранительных органов формально. Трое суток, представленных для проверки информации, содержащейся в сообщении о совершенном преступлении, используются лишь для вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Таким образом, если заявитель не приложил все доказательства к сообщению о совершенном преступлении, а также если со ссылкой на материальные нормы российского законодательства не обосновал квалификацию содеянного как преступление, предусмотренное УК РФ, восстановление нарушенных прав потерпевшего и привлечение к уголовной ответственности виновных не произойдет. Другими словами, потерпевший должен представить все доказательства (ст. 74 УПК РФ), допустимые и достаточные для возбуждения уголовного дела. Однако именно следователю (подп. 2 ч. 2 ст. 38 УПК РФ) и дознавателю (подп. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ) действующим законодательством предоставляется право проведения всех следственных и процессуальных действий. Соблюдение процедуры их проведения дает основания суду признать доказательства стороны обвинения достаточными для постановления обвинительного приговора.

Однако уже на стадии возбуждения уголовного дела практика правоохранительных органов возлагает бремя сбора и представления всех оснований для возбуждения уголовного дела на потерпевших. В соответствии с частью 2 ст. 140 УПК РФ основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Однако даже в случае, когда потерпевший представляет доказательства, достаточные для вынесения обвинительного заключения, правоохранительные органы отказывают в возбуждении уголовного дела, переквалифицировав действия обвиняемых.

Потерпевшим своими силами с такими задачами не справиться. Для оказания безвозмездной помощи потерпевшим в Свердловской области создан областной Фонд борьбы с организованной преступностью и противодействия коррупции. Силами и средствами данного Фонда формируется доказательственная база для приобщения к сообщениям о совершенных или готовящихся преступлениях.

Предложение на рынке выполнения межевания земельных участков ограничено кругом лиц - кадастровых инженеров, включенных в государственный реестр. Аттестация кадастровых инженеров производится органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, в соответствии с пунктом 1 Постановления правительства Свердловской области от 29 октября 2007 г. N 1048-ПП "О реализации Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре объектов недвижимости" (в ред. Постановления правительства Свердловской области от 18 марта 2008 г. N 206-ПП) выдача квалификационных аттестатов лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, осуществляется министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Кадастровый инженер может осуществлять свою профессиональную деятельность как индивидуальный предприниматель либо состоять в трудовых правоотношениях с юридическим лицом. Статьей 33 Закона N 221-ФЗ закрепляются правила осуществления кадастровым инженером кадастровой деятельности в качестве работника юридического лица. Кадастровый инженер вправе осуществлять такую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом, являющимся коммерческой организацией, в качестве его работника. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник данного юридического лица.

Статья 33 Закона N 221-ФЗ пользуется "популярностью" в среде кадастровых инженеров. Договор подряда заключается не с самим кадастровым инженером, а с третьим лицом. И если впоследствии окажется, что работы по межеванию земельного участка выполнены не кадастровым инженером, а лицом, не имеющим квалификационного аттестата, кадастровый инженер остается не при чем и при этом имеет возможность "исправить ошибку", т.е. провести кадастровые работы, получив вознаграждение. Причем вознаграждение часто требуют "на руки" по кассовому чеку, без перевода денежных средств на счет в банк, якобы заботясь об удобстве получения услуг заказчиком. В действительности, когда деньги передаются минуя банк, кадастровые работы зачастую не проводятся, а заказчику заявляют, что правоотношений с ним не существует и денег за выполнение подрядных работ на межевание от него никто не получал. А впоследствии с назойливым посетителем вполне может произойти несчастный случай, например ДТП, в котором виновен сам погибший. Деньги, полученные обманным путем (ст. 159 УК РФ), возврату не подлежат по причине непроведения оперативно-розыскных мероприятий уполномоченными должностными лицами, тем более что заинтересованное в возврате денежных средств лицо уже никогда не потребует восстановления справедливости...

Статьей 35 Закона N 221-ФЗ предусмотрены основания для выполнения кадастровых работ. Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства договора подряда. По этому договору индивидуальный предприниматель или юридическое лицо обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения работ с учетом требований закона, а заказчик - принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы (п. 1 ст. 36 Закона N 221-ФЗ). Договор подряда на выполнение кадастровых работ является публичным. Договор подряда на выполнение межевания земельного участка разрабатывается на основании типового договора. Типовые договоры подряда на выполнение кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Объем подлежащих выполнению кадастровых работ определяется их заказчиком. При определении объема работ заказчик должен понимать, что межевание может производиться с определением координат на местности и без такового. Кадастровые инженеры пользуются неосведомленностью заказчика и скрывают существенную разницу объема работ, кроющуюся в банальном названии договора подряда. Если в названии не предусмотрено определение координат на местности, собственник самостоятельно без участия кадастрового инженера и тахеометра не сможет установить на местности поворотные точки, а значит, и границы земельного участка. Заказчик не догадывается, что уже при заключении договора подряда на выполнение работ по межеванию земельного участка он подвергает себя опасности попасть под юридическую ответственность за самовольный захват земли.

Цена подлежащих выполнению кадастровых работ определяется сторонами договора подряда путем составления твердой сметы. Смета приобретает силу и становится частью договора с момента подтверждения ее заказчиком кадастровых работ. Типовые нормы времени выполнения кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут устанавливаться органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Какие-либо контрольно-надзорные мероприятия по проверке деятельности кадастровых инженеров государственными органами не проводятся. "Цена вопроса", т.е. стоимость выполнения тех или иных кадастровых работ, определяется вопреки действующему законодательству самими кадастровыми инженерами.

По сути, рынок работ и услуг формируется кадастровыми инженерами. Контрольно-надзорные мероприятия Комитет по антимонопольной политике субъекта Федерации не проводит. При таких условиях кадастровые инженеры легко вступают в сговор об установлении на рынке предоставляемых работ по межеванию земельных участков монопольно высокой цены. Например, на 2012 г. в Свердловской области размер вознаграждения за выполнение работ по межеванию земельных участков, используемых физическими лицами для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, не мог превышать 3150 руб. Однако кадастровыми инженерами на тот период была установлена монопольно высокая цена для выполнения работ без выезда в другую местность - не менее 5000 руб. Снизить цену заказчику не представляется возможным, поскольку все кадастровые инженеры заявляют, что выполнять работы за цену ниже монопольной они отказываются. При этом сотрудники правоохранительных органов еще и высказывают претензии потерпевшим за "участие" в нарушении монопольного законодательства, хотя логичнее было бы рассмотреть действия кадастровых инженеров сквозь призму статьи 163 УК РФ ("Вымогательство").

Важным этапом выполнения работ по межеванию земельного участка является согласование его границ. В соответствии со статьей 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, являющимися собственниками смежных земельных участков, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без такового. Несмотря на то что законодателем предусмотрен выбор объема подрядных работ, заказчик об этом не знает, а кадастровый инженер умалчивает, пользуясь неосведомленностью заказчика.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением следующих случаев. Согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если:

- земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными, земельными в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

- подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

- подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

- собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

- пожизненного наследуемого владения;

- постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

- аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

От имени перечисленных лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. В согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на это принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).

При согласовании границ смежных земельных участков их собственники, т.е. заинтересованные лица, вправе вносить в акт согласования письменные возражения. Законодательством установлены ограничения прав заинтересованных лиц в целях реализации прав других лиц на установление границ земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Данное положение закона также часто нарушается кадастровыми инженерами по простейшей схеме: кадастровый инженер передает заказчику акт согласования границ земельного участка, тот по простоте душевной принимает на себя обязанности кадастрового инженера и, конечно же, выполняет их неверно. В итоге в акте согласования границ земельного участка отсутствуют данные документа, удостоверяющие имущественные права на земельный участок или право согласовывать местоположение границ земельных участков, а также копии названных документов, нет подписей заинтересованных лиц и даты проведения согласования.

Затем, после отказа в регистрации межевого плана территориальными органами Росреестра, кадастровый инженер всю вину возлагает на заказчика как обоснование необходимости повторного внесения платы за проведение дополнительных действий по межеванию земельного участка. Такова очередная схема вымогательства (ст. 163 УК РФ) кадастрового инженера при исполнении договора подряда на выполнение работ по межеванию земельного участка.

Напомним, в соответствии с законодательством при проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан:

- проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей;

- обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания;

- указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в государственном кадастре недвижимости).

Законодательством определен порядок проведения согласования границ земельного участка. Проведение согласования местоположения границ земельного участка возможно двумя способами: посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ на местности или в индивидуальном порядке.

Согласование границ земельного участка посредством проведения собрания заинтересованных земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.

В случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если:

- в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;

- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В извещении о проведении собрания о согласовании местоположения границ должны быть указаны:

- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;

- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;

- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются соответствующие кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;

- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня вручения, направления или опубликования извещения;

- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;

- сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами требований о проведении согласования местоположения границ с установлением таких границ на местности и (или) в письменной форме обоснованных возражений о местоположении границ земельных участков после ознакомления с проектом межевого плана.

Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано в срок не менее чем 30 дней (менее чем 15 дней) до дня проведения данного собрания со дня получения заинтересованным лицом соответствующего извещения. Примерная форма извещения установлена Приказом Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 25 января 2012 г. N 32, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N ГКПИ11-608).

Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания. И это еще одна возможность обмануть заказчика и заставить выплатить дополнительное вознаграждение кадастровому инженеру. Извещение не направляется, а подтверждение о его направлении приобщается к акту согласования.

При проведении согласования местоположения границ земельных участков в индивидуальном порядке вышеперечисленные требования о порядке извещения заинтересованных лиц не применяются.

Результат согласования местоположения границ в соответствии со статьей 40 Закона N 221-ФЗ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

На практике кадастровый инженер до выезда на местность составляет чертеж границ земельного участка без определения поворотных точек на местности. Когда возникает конкретный вопрос, где проходит граница смежных земельных участков, кадастровый инженер предлагает заинтересованным лицам поверить ему на слово и поставить свои подписи. При проверке координат оказывается, что чертеж выполнен неверно. Кадастровый инженер не утруждает себя составлением нового акта согласованием границ и вычерчиванием земельного участка на обороте акта согласования границ в графической части межевого плана. Он на прежнем чертеже вносит уточненные поворотные точки с проставлением новых координат и своей подписью и печатью удостоверяет исправления. На чертеже нередко сложно читается даже геометрическая фигура, а тем более сложно определить правильность расположения поворотных точек. Таким образом, создается еще одна возможность для совершения мошеннических действий, предметом которых являются земельные участки.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Из этого правила есть исключение. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.

Это исключение используется как правило проведения согласования границ без заказчика. Извещение заказчику не направляется, а почтовое уведомление о якобы отправленном заказном письме или телеграмме, оповещающей о времени и месте проведения согласования границ земельного участка, прилагается к акту согласования. Таким образом создается видимость законности действий кадастрового инженера и исключается возможность защиты прав заказчика посредством внесения возражений в акт согласования. Поскольку, если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем, и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Результатом выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. В соответствии со статьей 37 Закона N 221-ФЗ в результате выполнения кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику следующие документы:

- межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка);

- технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, об учете его изменений или учете его части);

- акт обследования (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства).

Таким образом, результатом договора подряда на выполнение межевания земельного участка является межевой план, выполненный кадастровым инженером в виде бумажного документа в двух экземплярах и электронного документа в формате XML. Межевой план в соответствии со статьей 38 Закона N 221-ФЗ представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках либо о части или частях земельного участка либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

Если в соответствии со статьей 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В межевом плане, подготовленном в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приводятся сведения, позволяющие отнести его к имуществу, право на которое возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации данного права. Особенности подготовки межевого плана в отношении такого земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Межевой план состоит из двух частей: графической и текстовой. В графической части воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка (земельных участков), либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута. В текстовой части указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке (земельных участках) в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о них содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Как правило, на практике используется геодезический метод.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа - из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского, земельного, лесного, водного, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

Форма межевого плана и Требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, устанавливаются Приказом Минэкономразвития России N 412.

Вышеописанные "подводные камни" административных правоотношений, сопредельных с уголовными правоотношениями, свидетельствуют о необходимости совершенствования правил межевания земель. Земля - основная ценность государства и гарант его суверенитета. Отдать на разграбление земли Российской Федерации лицам с уголовными наклонностями - значит поставить под угрозу национальную безопасность нашей Родины. Действующим законодательством не предусмотрена административная процедура обжалования действий кадастрового инженера. Имеется лишь только один правовой рычаг воздействия - лишение квалификационного аттестата кадастрового инженера по представлению территориального органа Росреестра в случае 10 отказов в регистрации документов, выполненных кадастровым инженером. Однако при наличии коррупции данная правовая мера ответственности может не сработать. Обращение с жалобами в управление государственного имущества субъекта Федерации не имеет положительного результата, поскольку каких-либо законных полномочий аттестационной комиссии законом не предоставлено, притом что кадастровые инженеры действуют автономно. Судебный порядок обжалования незаконных действий кадастровых инженеров на практике не применяется, поскольку в гражданском процессе каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в своем заявлении. У потерпевшего заявителя, как правило, отсутствуют доказательства, зато кадастровый инженер суду представит солидное "обоснование" видимой законности своих действий.

Думается, кроме введения государственных контрольно-надзорных мер за деятельностью кадастровых инженеров, которые в настоящее время отсутствуют, необходимо законодательно предусмотреть административную процедуру обжалования действий кадастровых инженеров. Целесообразно данную функцию возложить на аттестационную комиссию при управлении государственного имущества субъекта Федерации.

До тех пор пока законодательно не установлены меры правовой защиты заказчика договора подряда на выполнение работ по межеванию земель, все бремя регулирования административных и гражданских правоотношений, возникающих при межевании и регистрации его результатов, отнесено к мерам самозащиты граждан.

При выборе исполнителя работ по межеванию земельного участка заказчику нужно помнить следующие основные правила:

- межевание работ проводится по договору подряда на выполнение работ по межеванию земельного участка;

- договор подряда на выполнение межевых работ следует заключать с определением границ на местности;

- при заключении договора подряда на выполнение межевания земельного участка с определением границ на местности нужно знать предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев, которые определяются Региональной энергетической комиссией (взимание платы сверх установленных размеров не допускается);

- межевание земельного участка вправе проводить кадастровый инженер, прошедший аттестацию, что подтверждается квалификационным аттестатом;

- кадастровый инженер может быть зарегистрирован в Государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или состоять в трудовых правоотношениях с юридическим лицом;

- для проведения кадастровых работ необходимо произвести сбор документов: в электронном виде КПТ, в электронном виде выписка из реестра на межующийся земельный участок и смежные земельные участки, свидетельства о праве собственности на межующийся земельный участок и смежные земельные участки, документы, удостоверяющие личность собственников межующегося земельного участка и смежных земельных участков, а если смежным участком владеет муниципалитет, то постановление о назначении должностных лиц, уполномоченных согласовывать местоположение границ земельного участка;

- в ходе проведения кадастровых работ производятся геодезические работы с измерением координат на местности;

- результатом проведения геодезических работ является определение координат на местности и установление межевых знаков на границах земельного участка, соответствующих поворотным точкам, при этом собственник принимает под охрану межевые знаки, установленные на границах его земельного участка, о чем составляется акт (межевой знак - железный штырь (долговременный) или деревянный колышек (на срок до пяти лет), установленный на поворотной точке земельного участка);

- если при проведении межевания земельного участка установлены смежные землепользователи, составляется акт согласования границ земельного участка, который подписывается собственниками смежных земельных участков и кадастровым инженером;

- результатом выполнения договора подряда на проведение межевых работ является предоставление заказчику межевого плана в виде электронного документа, выполненного в формате XML, заверенного квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и двух экземпляров межевого плана, заверенного подписью и печатью кадастрового инженера, а также содержащего подпись заказчика, удостоверяющую факт приема межевого плана.

Межевой план в виде электронного и бумажного документа представляется собственником земельного участка в территориальный орган Росреестра с заявлением о постановке на кадастровый учет с целью уточнения границ земельного участка, к межевому плану прилагается копия свидетельства на право собственности земельного участка, квитанция об оплате государственной пошлины с ее копией, а также документ, удостоверяющий личность заявителя.

(Трошина С.М.) ("Законодательство и экономика", 2013, N 10)

скачать dle 11.3
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
   
692132
Приморский край, г. Дальнереченск
Copyright © 2016-2017. Evgeny Shesternin. All rights reserved.
Яндекс.Метрика
Индекс цитирования