Телефон:
+7 (914) 700-90-94
E-mail:
dalurist@mail.ru
Версия для
слабовидящих
16
апрель
2017

ОФШОРНЫЕ ЗОНЫ

 Понятие офшорных зон.

В деловых кругах термин "офшор" достаточно распространен, тем не менее в законодательстве его четкое понятие отсутствует. Допускается даже его двоякое написание как на русском языке - "офшор" и "оффшор", так и на английском - offshore и off-shore. Современный экономический словарь под редакцией Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. дает такое определение офшору: финансовые центры, привлекающие иностранный капитал путем предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра.

Таким образом, под офшорными зонами понимаются страны и территории, предоставляющие льготные налоговые, таможенные и иные условия функционирования юридических лиц. Понятия "офшор", "офшорная зона", "офшорный центр", "налоговая гавань" являются идентичными.

Российская Федерация приняла принцип территориальной налоговой резидентности, т.е. налоговое законодательство действует на определенной территории и в отношении "национальных" юридических лиц. Именно этот принцип, а также тот факт, что законодательство России допускает ведение предпринимательской деятельности гражданами РФ на территории других государств, позволяет таким компаниям получать ряд преимуществ, регистрируя юридическое лицо под юрисдикцией государства, предоставляющего налоговые и иные преференции.

Государства, создающие на своей территории подобные "гавани", способствуют концентрации страхового, банковского бизнеса, проведению торговых операций экспорта и импорта, операций с недвижимостью, трастовой деятельности и т.д.

Перечень офшорных зон

Перечень офшорных зон урегулирован на уровне законодательства. Первую попытку урегулировать нормативно сферу офшоров сделал Банк России - Приложением N 1 к указанию Банка России от 07.08.2003 N 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)" определен перечень офшорных зон. Этот перечень применяется в банковской сфере.

Затем в 2007 году отдельный перечень офшорных зон был установлен Министерством финансов РФ. Так, в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)" офшорными зонами являются: Ангилья; Княжество Андорра; Антигуа и Барбуда; Аруба; Содружество Багамы; Королевство Бахрейн; Белиз; Бермуды; Бруней-Даруссалам; Республика Вануату; Британские Виргинские острова; Гибралтар; Гренада; Содружество Доминики; Китайская Народная Республика: Специальный административный район Гонконг (Сянган) и Специальный административный район Макао (Аомынь); Союз Коморы: остров Анжуан; Республика Либерия, Княжество Лихтенштейн, Республика Маврикий, Малайзия: остров Лабуан; Мальдивская Республика; Республика Маршалловы Острова; Княжество Монако; Монтсеррат; Республика Науру; Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть); Республика Ниуэ; Объединенные Арабские Эмираты; Острова Кайман; Острова Кука; Острова Теркс и Кайкос; Республика Палау; Республика Панама; Республика Самоа; Республика Сан-Марино; Сент-Винсент и Гренадины; Сент-Китс и Невис; Сент-Люсия; Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн, Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни); Республика Сейшельские Острова.

Таким образом, офшорные зоны достаточно разнообразны, и деятельность юридических лиц, ушедших под их юрисдикцию, контролируется со стороны разных ведомств.

Какие же именно преференции получает юридическое лицо при регистрации в офшорной зоне? Это, например:

- упрощенная процедура создания (учреждения) офшорных компаний;

- использование наиболее привлекательной ввозной или вывозной цены при операциях, где посредником выступает офшорная компания;

- использование схемы, при которой обеспечивается минимальная цена при трансфере экспортного товара и максимальная рыночная при продаже этого товара нерезидентом офшорной зоны. Такого рода сделки обеспечивают прибыль офшорной компании и при этом она облагается льготными (низкими) налоговыми ставками;

- при международных расчетах очень удобны финансовые учреждения, где отсутствует валютный контроль и максимально расширена банковская тайна;

- есть предпосылки для ведения бизнеса анонимно, без раскрытия бенефициарных владельцев;

- минимальные юридические риски;

- широкий выбор организационных форм деятельности юридического лица.

Из явных "минусов" офшорной деятельности можно указать сложности при получении кредитов, пристальное внимание различных регулирующих органов к офшорным компаниям, неоднозначная репутация, риск изменения законодательства офшорного государства и необходимость его постоянного отслеживания.

Таким образом, использование офшорных зон при ведении предпринимательской деятельности может быть как одним из совершенно законных способов оптимизации налогообложения и получения определенных льгот, так и способом необоснованного их получения.

Одним из легальных методов сокращения налоговых доходов является применение соглашений об избежании двойного налогообложения и либерализации режима трансграничного перемещения инвестиций. Так, соглашения об избежании двойного налогообложения с офшорными государствами позволяют значительно экономить на налогообложении дивидендов с целью владения российской собственностью и получения дивидендов в низконалоговой юрисдикции.

В таких соглашениях определяются границы налоговых юрисдикций, устанавливаются подходы, при которых невозможно двойное налогообложение, разрабатываются механизмы противодействия уклонению от уплаты налогов, создаются условия для обмена информацией между органами налогового контроля стран - участников соглашения.

Резиденты офшорных зон

Под резидентством в общем смысле понимается юридическая и экономическая связь между организацией и государством, при которой государство предоставляет субъекту деятельности определенные блага, возможности и льготы, а субъект обязан возвращать государству суммы в качестве налогов. Понятие резидента офшорной зоны дается в указании Банка России от 22.06.2005 N 1584-У "О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон". Это:

- физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории иностранного государства, предоставляющего льготный налоговый режим и (или) не предусматривающего раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций, в том числе временно находящееся за пределами офшорной зоны;

- юридическое лицо, учрежденное на территории офшорной зоны;

- обособленное подразделение юридического лица, расположенное на территории офшорной зоны, не имеющее статуса юридического лица;

- находящийся за пределами офшорной зоны филиал или представительство резидента офшорной зоны.

Таким образом, резидентами офшорных зон являются те субъекты, которые подвергаются налогообложению на основании места жительства, места пребывания, места управления или регистрации на территории офшорных зон.

Контролируемые сделки с резидентами офшорных зон

Получение необоснованных налоговых и иных преференций офшорными компаниями приводит к тому, что необходимы меры по защите экономики стран от уклонения от налогообложения с помощью офшорных схем. Одной из таких мер является контроль за сделками, где стороной являются офшорные компании. Правовой базой такого контроля служит пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, где сказано, что к контролируемым сделкам относятся сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов РФ в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ. При этом, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень. Таким образом, сделка будет признана контролируемой, даже если будет установлена связь с деятельностью представительства российской организации в офшоре.

По таким сделкам сумма доходов в календарном году должна превышать значение соответствующего суммового критерия. Критерий определяется согласно п. 7 указанной статьи и установлен в сумме 60 миллионов рублей (т.е. эту сумму должна превысить сумма доходов по сделкам каждого типа, совершенным с одним лицом за календарный год).

Контроль за такими сделками осуществляют налоговые органы. Его суть состоит в том, чтобы отслеживать соответствие цен в сделках взаимозависимых лиц (и в приравненных к ним сделках) рыночным ценам. Если будет выявлено различие в ценах, то суммы сделок могут быть пересчитаны, а налоги доначислены. Проверка полноты и правильности исчисления налогов по сделкам с офшорными компаниями производится на основании уведомления налоговых органов самим налогоплательщиком в соответствии со ст. 105.16 НК РФ либо по результатам выездной или камеральной проверок. Объектом контроля служит правильность исчисления налога на прибыль, НДФЛ, НДПИ, НДС.

В банковском праве взаимоотношения с офшорными компаниями необходимо отслеживать в целях определения степени риска и размера создаваемого резерва средств для проведения финансовых операций. Это прямо урегулировано указанием Центрального банка РФ от 07.08.2003 N 1317-У "О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)".

Также необходимо отметить, что ст. 241 Бюджетного кодекса РФ установлены запреты на предоставление государственной поддержки фирмам, находящимся в офшорной юрисдикции, а именно:

- не допускается предоставление предусмотренных ст. 78 БК РФ субсидий и предусмотренных ст. 80 БК РФ бюджетных инвестиций иностранным юридическим лицам, в том числе местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц (далее - офшорные компании). Указанные иностранные юридические лица, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50 процентов, не вправе являться получателями указанных средств (п. 15);

- предоставление в соответствии с БК РФ государственных или муниципальных гарантий, за исключением государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг), не допускается в обеспечение исполнения обязательств иностранных юридических лиц, в том числе офшорных компаний, а также в случае, если бенефициарами по гарантиям, за исключением государственных или муниципальных гарантий, предусмотренных ст. 115.1 БК РФ, являются указанные юридические лица. Указанные иностранные юридические лица не вправе являться принципалами и (или) бенефициарами по указанным государственным или муниципальным гарантиям, а российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 50 процентов, - принципалами по таким гарантиям. Государственная или муниципальная гарантия, предоставленная с нарушением положений настоящего пункта, в том числе по обстоятельствам, не зависящим от гаранта, бенефициара или принципала, а также договор о предоставлении такой гарантии ничтожны. Исполнение обязательств по такой государственной или муниципальной гарантии не осуществляется. В случае если исполнение по такой гарантии было осуществлено в полном объеме или в какой-либо части, денежные средства, уплаченные по гарантии, подлежат возврату бенефициаром в соответствующий бюджет (п. 16).

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" юридическое лицо, зарегистрированное в государстве и на территории из Перечня, установленного Приказом Минфина России, не может участвовать в закупке товаров для государственных и муниципальных услуг".

(Гурьянова Н.В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)

скачать dle 11.3
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
   
692132
Приморский край, г. Дальнереченск
Copyright © 2016-2017. Evgeny Shesternin. All rights reserved.
Яндекс.Метрика
Индекс цитирования