Телефон:
+7 (914) 700-90-94
E-mail:
dalurist@mail.ru
Версия для
слабовидящих
» » ПОДГОТОВКА К НОВОМУ ЭТАПУ РАЗВИТИЯ СУДА ПРИСЯЖНЫХ В РОССИИ
25
май
2017

ПОДГОТОВКА К НОВОМУ ЭТАПУ РАЗВИТИЯ СУДА ПРИСЯЖНЫХ В РОССИИ

Суд присяжных в России ожидает следующий важный этап развития. С 1 июня 2018 г. суд с участием присяжных заседателей должен начать действовать и на районном, городском уровне. Соответствующий пакет законов о расширении применения института присяжных заседателей принят 23 июня 2016 г.

В районных судах с участием присяжных заседателей могут рассматриваться в основном две категории дел: уголовные дела об убийствах без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 105 УК РФ) и причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть (ч. 4 ст. 111 УК РФ). По различным оценкам, в год в России рассматривается 15 - 20 тысяч таких дел.

Кроме этого, в районных судах с участием присяжных заседателей могут рассматриваться уголовные дела по ч. 2 ст. 105, ст. ст. 277, 295, 317, 357 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым в соответствии с положениями УК РФ не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь. Речь идет о преступлениях, совершенных женщинами, а также лицами, совершившими преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинами, достигшими к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста. Подобные дела являются единичными.

В общей сложности по Республике Татарстан в течение года на районном, городском уровне под суд присяжных подпадают около 300 уголовных дел примерно на 360 обвиняемых. В отдельных сельских районах Республики Татарстан преступления, подсудные суду присяжных, не совершались.

Надо заметить, что востребованность суда присяжных в целом невысокая. В 2003 - 2016 гг. в Верховном суде Республики Татарстан лишь 80 дел были рассмотрены с участием присяжных заседателей. Это составляет менее 8% от общего числа рассмотренных Верховным судом уголовных дел. Больше 10 - 11 уголовных дел в год с участием присяжных заседателей Верховный суд Республики Татарстан не рассматривал. С другой стороны, дело делу рознь, и были дела, равнозначные по объему и сложности десяткам и сотням обычных уголовных дел.

Например, уголовное дело на членов организованной преступной группировки - так называемых боксеров (33 подсудимых) рассматривалось в Верховном суде Республики Татарстан два с половиной года. Дело из 205 томов на следствии выросло в суде до 273 томов. Кроме 12 основных присяжных заседателей пришлось отобрать 23 запасных заседателей. На оплату присяжных заседателей было потрачено более 2,5 млн рублей.

В современных условиях наиболее острой проблемой суда присяжных будет оставаться обеспечение явки кандидатов в присяжные заседатели по вызовам суда. Для обеспечения явки в суд 30 - 40 кандидатов в присяжные заседатели работники аппарата суда направляют до 1 000 приглашений. Даже сам процесс написания и направления этих приглашений занимает достаточно много времени и отвлекает от основной работы большое число специалистов.

По направленным приглашениям в Верховный суд Республики Татарстан являются примерно 8 - 10% вызванных лиц. Из явившихся для отбора кандидатов 30% заявляют самоотвод. Граждане ссылаются на трудовую занятость, состояние здоровья, опасаются за свою жизнь. Они не хотят отрываться от привычных дел, боятся потерять работу, что важнее для них, чем призывы о гражданском долге.

Согласно новым законам число присяжных заседателей в областных, окружных и Верховных судах с 1 июня 2017 г. уменьшится до восьми человек. А в районных и городских судах коллегия присяжных будет состоять из шести человек.

Уменьшение числа присяжных заседателей, безусловно, облегчит работу, сократит процесс отбора кандидатов, ускорит сам судебный процесс. Что касается присяжных заседателей в районных, городских судах, думается, что явка кандидатов будет на порядок выше, особенно в сельских районах. Здесь народ более дисциплинированный, в отличие от жителей столицы Республики. Второй момент - дела в районных судах с участием присяжных заседателей не будут идти месяцами, и тем более - годами, как это нередко происходит в судах областей, республик. С этой точки зрения обеспечение участия присяжных на районном, городском уровне не должно стать затруднительным.

Нет смысла обсуждать и тем более критиковать принятые законы, их нужно исполнять. В этой связи необходимо предусмотреть, с какими трудностями может столкнуться введение суда присяжных в районных, городских судах и как их преодолеть.

Важная проблема, над решением которой надо думать уже сегодня, - это помещения для размещения суда присяжных. Большинство районных и городских судов и так работают в стесненных условиях, не имеют просторных, оборудованных залов. Строить новые здания для проведения единичных судебных процессов с участием присяжных экономически нецелесообразно. В этой связи районным и городским судам придется арендовать соответствующие помещения. В практике работы судов Республики Татарстан были случаи рассмотрения уголовных дел с участием большого числа подсудимых, потерпевших и свидетелей в Домах культуры и других зданиях.

Поэтому каждый районный, городской суд должен заблаговременно договориться о проведении судебных заседаний с участием присяжных заседателей в подходящих помещениях, подготовить указанные помещения согласно требованиям к конвоированию, размещению находящихся под стражей обвиняемых, с созданием всех условий для работы коллегии присяжных заседателей.

В тех районных, городских судах, где есть для этого возможности, необходимо провести организационные мероприятия, связанные с обустройством, переоборудованием имеющихся залов судебного заседания, а также оборудованием дополнительных помещений для размещения присяжных заседателей, конвойных помещений.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с положениями УПК Российской Федерации выборы старшины присяжных, вынесение вердикта производятся в совещательной комнате в условиях, исключающих присутствие посторонних лиц и постороннее вмешательство. Закон также требует полного соблюдения тайны совещательной комнаты на протяжении всего процесса обсуждения, который занимает достаточно длительный период. Для соблюдения этих требований необходимо оборудование совещательных комнат кухней, туалетной комнатой, комнатой отдыха с необходимыми принадлежностями.

Специфика рассмотрения дел с участием присяжных заседателей такова, что они лучше воспринимают наглядное представление доказательств, демонстрацию фототаблиц, схем и карт, видеозаписей следственных действий. Поэтому важно обеспечить залы судебных заседаний необходимым для этого оборудованием.

Наиболее сложное положение с введением суда присяжных может сложиться в городе Казани. Здесь нет городского суда, правосудие осуществляется в 7 районных судах. В г. Казани в среднем около 100 человек ежегодно осуждаются районными судами по ч. 1 ст. 105, ч. 4 ст. 111 УК РФ. Соответственно, в Казани мы ожидаем наибольшего числа ходатайств о рассмотрении уголовных дел судом присяжных. Помещения районных судов г. Казани уже не могут быть расширены. К примеру, Вахитовский районный суд г. Казани пережил реконструкцию - ему надстроили еще один дополнительный этаж. Дальше строить или расширяться просто некуда, имеющиеся помещения загружены и используются в полной мере. Такое же положение и в других районных судах г. Казани.

Как вариант, мы изучаем возможность рассмотрения уголовных дел с участием суда присяжных, подсудных районным судам г. Казани, в залах судебных заседаний Верховного суда Республики Татарстан, где для этого имеются все необходимые условия.

По другим городам Республики на суд присяжных могут претендовать: в Набережных Челнах - около 40 человек, в Нижнекамске - около 25 человек, в Зеленодольске и Альметьевске - по 20 человек, в Бугульме, Лениногорске, Менделеевске, Нурлатах - по 10 человек. В других городах и районах число таких подсудимых составляет менее 10 человек.

Исходя из приведенных в начале статьи данных о востребованности суда присяжных можно ожидать, что в городских, районных судах Республики могут рассматриваться от 1 до 5 таких дел в год. Во всех районных судах города Казани эта цифра может составить порядка 10 - 15 дел в год. Конечно же, это примерные цифры.

Сложность рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей связана прежде всего с организационным обеспечением судебного процесса, большим количеством задействованных в нем людей, необходимостью учета возможностей всех лиц участвовать в каждом судебном заседании. В этой связи необходимо дополнительно укомплектовать районные, городские суды кадрами среднего персонала - консультантами (секретарями судебного заседания), которые вели бы работу с кандидатами и непосредственно присяжными заседателями при формировании коллегии присяжных заседателей и рассмотрении уголовного дела по существу, либо перераспределить функциональные обязанности среди имеющегося персонала. При этом как минимум один человек должен будет постоянно работать с присяжными заседателями. При подборе лиц среднего персонала, которые будут работать с присяжными заседателями, представляется важным, чтобы эти лица не имели внепроцессуальных отношений с представителями правоохранительных органов, прокуратуры и адвокатуры, с представителями криминального мира, не имели родственников и близких из числа таких лиц, и тем более судимых, так как они будут непосредственно контактировать с присяжными заседателями и при личном общении могут оказать на них определенное воздействие.

Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей повлечет за собой дополнительную нагрузку на аппараты районных и городских судов, связанную с необходимостью составления предварительных списков присяжных, извещением, встречей в суде, анкетированием, а также с общением с их работодателями, которых всякий раз приходится убеждать в том, что отсутствие их работника связано с высокой миссией (в том же приходится убеждать и самих кандидатов в присяжные).

В этой связи Верховный суд Республики Татарстан планирует провести специальные курсы для судей районного, городского уровня, которые будут рассматривать уголовные дела с участием присяжных заседателей, а также для сотрудников аппарата, секретарей судебного заседания. Думаем также над тем, чтобы распространить видеозаписи отдельных таких судебных процессов, с последующим их обсуждением.

Законом предусмотрено вознаграждение присяжному заседателю за исполнение этой обязанности - в размере половины должностного оклада судьи пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы. Можно часто услышать в выступлениях, прочитать в публикациях о том, что присяжный заседатель получает весьма достойное и даже высокое вознаграждение - половину оклада судьи. На самом деле вознаграждение присяжного заседателя является небольшим. Сегодня за каждый день участия в судебном разбирательстве присяжный заседатель получает чуть более 500 рублей. К примеру, присяжному заседателю Верховного суда Республики Татарстан, если он весь месяц был занят в судебном процессе, выплачивается порядка 12 - 13 тысяч рублей. В условиях крупного города Казани это небольшая и даже маленькая зарплата. Такую зарплату получают уборщица, охранник и другие, которые не несут такой ответственности, как присяжный заседатель. Денежное содержание самого судьи является высоким, ведь кроме основного оклада, он получает различные надбавки (за квалификационный класс судьи, за стаж, за сложность и др.). В этой связи следует обсудить, каким образом повысить сумму вознаграждения присяжному заседателю.

 

(Багаутдинов Ф.Н., Беляев М.В.)  ("Российская юстиция", 2017, N 1)

 

скачать dle 11.3
Прокомментировать
   
692132
Приморский край, г. Дальнереченск
Copyright © 2016-2017. Evgeny Shesternin. All rights reserved.
Яндекс.Метрика
Индекс цитирования