Телефон:
+7 (914) 700-90-94
E-mail:
dalurist@mail.ru
Версия для
слабовидящих
» » ВЫВОЗ МУСОРА: ПЛАТЕЖИ, ЛЬГОТЫ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
03
апрель
2017

ВЫВОЗ МУСОРА: ПЛАТЕЖИ, ЛЬГОТЫ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ. Выбросы и сбросы - это довольно специфические вещи. А вот с отходами производства и потребления сталкивается практически каждая компания.

Мусор бывает разным

Исходя из ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ экологический платеж обязаны вносить юридические лица, ведущие на территории РФ хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Исключением являются лица, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Что это за категория? Согласно п. 1 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ объекты IV категории - это объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (например, вывоз бумаги из офиса).

Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 был утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО).

Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру.

Последний знак 11-значного кода определяет класс опасности отходов для окружающей среды. Если там стоит "0" - это означает блок, тип, подтип, группа, подгруппа отходов. Для видов отходов цифра "1" обозначает I класс опасности, цифра "2" - II класс опасности и т.д.

Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 был утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.

В силу п. 1 ст. 20 Закона N 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя:

- ФККО;

- государственный реестр объектов размещения отходов;

- банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

Согласно ст. 14 Закона N 89-ФЗ компании, в результате деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, должны:

- подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности;

- составить и утвердить паспорта на них.

В Разъяснениях Росприроднадзора от 03.10.2014 чиновники объяснили, что процедура подтверждения плательщиком отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной по отношению к процедуре паспортизации отходов. Паспорт составляется на основании данных о составе и свойствах указанных отходов и оценки их опасности. Форма паспорта отходов I - IV классов опасности, а также Правила его оформления утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712.

В этих Правилах в п. 7 установлено, что копию паспорта компания должна направить в территориальный орган Росприроднадзора по месту ведения хозяйственной деятельности предприятия способом, позволяющим определить факт и дату ее получения, или вручить под подпись.

Отметим, что существует еще и V класс опасности. Это практически неопасные отходы, о чем сказано в ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ. При этом паспортизация отходов этого класса не производится.

Плательщики

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), являются юридические лица, в деятельности которых образовались отходы.

А вот плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, ведущие деятельность по их размещению.

Определение ТКО дано в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). ТКО - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц и предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Получается, это обычный бытовой мусор. (Таким образом, если отходы компании не ограничиваются бытовыми, платить экологический платеж за размещение отходов все-таки придется.)

Обратите внимание! Федеральный закон от 29.12.2015 N 404-ФЗ предоставил региональным властям переходный период - до 01.01.2017 - для решения вопроса с выбором регионального оператора. И до того, как этот вопрос будет решен, плату "за мусор", в том числе ТКО, должны исчислять и уплачивать компании и предприниматели, у которых и образовались данные отходы.

В Письме Росприроднадзора от 29.03.2016 N АА-06-01-36/5099 указано, что с учетом Решения ВС РФ от 09.02.2016 по делу N АКПИ15-1379 по общему правилу плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов с 01.01.2016 подлежит исчислению и внесению лицами, определенными в ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы. Иначе говоря, платить сбор "за мусор" должен именно тот, кто этот "мусор" и произвел.

Нормирование

Об этом сказано в ст. 18 Закона N 89-ФЗ. Для компаний, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Эти лимиты рассчитываются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду. Если объект подлежит федеральному государственному экологическому надзору, то проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывают в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349.

Если объект подлежит региональному государственному экологическому надзору, то разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами. Разработанные нормативы утверждаются сроком на пять лет при условии ежегодного предоставления компетентным органам технического отчета по обращению с отходами.

Этот отчет подается в десятидневный срок с момента истечения очередного года с даты утверждения нормативов. Если отчета не будет, то платеж придется рассчитывать как за сверхлимитное размещение отходов (см., например, Письмо Росприроднадзора от 17.05.2011 N КТ-08-03-36/6068).

"Мусорный" платеж

Особенности "мусорного" платежа следует искать в гл. IV Закона N 7-ФЗ.

Платежной базой для экологического платежа является объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Отчетным периодом признается календарный год. Платежная база рассчитывается лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно. Она определяется исходя из класса опасности отходов производства и потребления.

При расчете платежной базы нужно учитывать, укладывается размещение отходов в установленные нормативы и лимиты или нет. Указанная информация должна быть отражена в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Для расчета суммы экологического платежа величина объема отходов умножается на соответствующие ставки (с поправкой, если нужно, на льготные коэффициенты, которые приведены в ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ).

Скидки и льготы

Так, в п. 5 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

- коэффициент 0 - за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством РФ в области обращения с отходами;

- коэффициент 1 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами;

- коэффициент 25 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение или указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами.

Обратите внимание! Из суммы экологического сбора вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные плательщиками сбора, в пределах исчисленного экологического платежа - раздельно в отношении каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Перечень мероприятий, принимаемых в "зачет", прописан в п. 4 ст. 17 Закона N 7-ФЗ. В отношении мусора там предусмотрена установка оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления. Если зачесть потраченные суммы за один отчетный период не удастся, остаток можно будет зачесть в последующих отчетных периодах.

Место и сроки

Плата за размещение отходов вносится по месту, где эти отходы размещаются. Это совершенно логично, так как плату получает тот регион, который и несет реальный экологический ущерб. Уплатить экологический сбор нужно не позднее 1 марта, следующего за отчетным периодом. Есть еще квартальные авансовые платежи. Их нужно вносить не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере 1/4 части суммы экологического платежа, уплаченной за предыдущий год. Трудно сказать, почему законодателям взбрело в голову использовать слово "уплаченной", а не "начисленной", но факт остается фактом. И чиновники в Письме Росприроднадзора от 11.04.2016 N АС-06-01-36/6155 обратили на это внимание. Правда, они ничего не сказали по поводу такой простой, но вполне возможной ситуации, когда компания просто не платила экологический платеж, хотя должна была бы это сделать. Получается, что формально она не должна вносить авансовые платежи в следующем году.

Отметим, что пени за просрочку рассчитываются исходя из 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки.

Переплату по сбору можно или вернуть, или зачесть в счет будущих платежей.

Контроль за правильностью уплаты этого сбора ведет Росприроднадзор.

 

Ставки

Ставки, по которым исчисляется плата за размещение отходов, прописаны в Постановлении Правительства РФ от 13.09.2016 N 913.

Так, например, на 2017 год ставки платы за 1 тонну отходов производства и потребления в зависимости от класса их опасности составляют:

- для I класса опасности - 4 643,7 руб.;

- для II класса опасности - 1 990,2 руб.;

- для III класса опасности - 1 327 руб.;

- для IV класса опасности - 663,2 руб.;

- для V класса опасности - 1,1 руб. - для добывающей промышленности, 40,1 руб. - для перерабатывающей промышленности и 17,3 руб. - для всех остальных.

В отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.

Еще одна льгота

Как указано в п. 6 ст. 23 Закона N 89-ФЗ, при размещении отходов на объектах их размещения, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду, экологический платеж не взимается. При этом в п. 7 ст. 23 Закона N 89-ФЗ сказано, что отсутствие негативного воздействия на природу достигается за счет проведения природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды. И этот факт нужно подтвердить результатами мониторинга состояния окружающей среды.

Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов было утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 N 467.

Мониторить состояние окружающей среды на объекте должны сами собственники, владельцы или пользователи объектов размещения отходов.

По окончании исследований они должны приготовить отчет об их результатах. Отчет оформляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых вместе с его электронной версией на электронном носителе и сопроводительным письмом в уведомительном порядке представляется ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным годом, в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

Отчет можно отправить и по Интернету, подписав его электронной подписью. Росприроднадзор в течение 30 дней со дня поступления отчета должен сопоставить данные из него с данными, полученными им из других источников. После этого у чиновников есть неделя на то, чтобы принять решение о безопасности объекта размещения отходов и сообщить об этом его владельцу.

Отметим, что согласно п. 8 ст. 23 Закона N 89-ФЗ в случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается.

Особенности ТКО

В идеале схема вывоза бытового мусора (ТКО) для компании выглядит так. (Самое главное, чтобы в регионе действия компании уже был региональный оператор по работе с ТКО, к сожалению, не во всех регионах нашей страны успели проделать необходимую для их появления работу.)

Договор

На основании ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственник ТКО должен заключить договор на вывоз мусора с региональным оператором.

Договор является публичным, на основании п. 1 ст. 426 ГК РФ это означает, что региональный оператор обязан заключить такой договор с любым лицом, которое к нему обратится и деятельность которого протекает в зоне ответственности регионального оператора.

Типовая форма договора находится в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (далее - Постановление N 1156).

Обратите внимание! В соответствии с п. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ обязанность по внесению платы за уборку ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на такую услугу на территории соответствующего субъекта РФ и заключения соглашения между региональными властями и региональным оператором, но не позднее 01.01.2017.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается на срок, не превышающий срока, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

В ст. 25 Постановления N 1156 прописаны существенные условия договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО:

- предмет договора;

- планируемый объем или масса транспортируемых ТКО и состав таких отходов;

- периодичность и время вывоза ТКО;

- места приема и передачи ТКО, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;

- предельно допустимое значение уплотнения ТКО;

- способ коммерческого учета количества ТКО;

- сроки и порядок оплаты услуг по договору;

- права и обязанности сторон по договору;

- порядок контроля региональным оператором за деятельностью оператора по обращению с ТКО, ведущего деятельность по сбору и транспортированию ТКО;

- ответственность сторон.

Самое любопытное, что чиновники некоторые из этих условий, разработав Типовую форму договора, фактически сделали безальтернативными.

Предложения, от которых нельзя отказаться

В Типовом договоре, который предлагает Правительство РФ, прописана такая схема оплаты услуги.

Сначала предлагается вносить аванс:

- 35 процентов стоимости услуг по обращению с ТКО в месяце, за который производится оплата, - до 18-го числа текущего месяца;

- 50 процентов стоимости указанных услуг в месяце, за который производится оплата, - до истечения текущего месяца.

Окончательный расчет за фактически оказанные услуги следует произвести до 10-го числа следующего месяца. Если сумма аванса превысила фактическую величину оплаты, то переплату следует засчитать в счет оказания услуг в следующем месяце. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО (если речь не идет о многоквартирных домах), несет собственник земельного участка, на котором расположены такие площадка и территория, или иное лицо, указанное в соглашении.

Иначе говоря, в нашем случае региональный оператор несет ответственность за мусор только с момента помещения мусора в мусоровоз. А вот до этого момента все затраты, связанные со сбором мусора и хранением мусора, ложатся на плечи самой организации.

Можно ли изменить эти условия в договоре? А вот и нет!

Как указано в п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с указанным Типовым договором. Данный договор может быть дополнен по соглашению сторон иными положениями, не противоречащими законодательству.

Как видите, дополнен, но не изменен.

 

Расчет объемов

В ст. 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что определение объема или массы твердых коммунальных отходов ведется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема или массы ТКО, утвержденными Правительством РФ. Эти Правила были утверждены Правительством РФ в Постановлении от 03.06.2016 N 505.

Там указано, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов производится:

или расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления,

или исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

Для целей расчета с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО ведется в соответствии с первым вариантом, то есть без использования средств измерения.

Ответственность

В Типовом договоре также предполагается ответственность за несвоевременную оплату услуг регионального оператора. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Как мы уже выяснили, изменить это вариант договора невозможно. А вот за остальные нарушения при обращении собственника со своим мусором предусмотрена административная ответственность. В ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрено, что за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами следует следующее наказание:

- на должностных лиц - штраф от 10 000 до 30 000 рублей;

- на предпринимателей - штраф от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- на юридических лиц - штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

(Анищенко А.) ("Налоговый вестник", 2017, N 2)

скачать dle 11.3
Прокомментировать
   
692132
Приморский край, г. Дальнереченск
Copyright © 2016-2017. Evgeny Shesternin. All rights reserved.
Яндекс.Метрика
Индекс цитирования