Телефон:
+7 (914) 700-90-94
E-mail:
dalurist@mail.ru
Версия для
слабовидящих
05
апрель
2017

ХОЛДИНГ

Гражданский кодекс РФ не предусматривает такого понятия, как холдинг, в связи с чем данное понятие не является отдельной организационно-правовой формой юридического лица.

Фактически холдингом принято именовать такую форму объединения коммерческих организаций, которые основаны на экономическом контроле одного участника над другими.

Термин "холдинговая компания" был употреблен впервые в российском законодательстве в Законе РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". Согласно этому Закону Государственный комитет по управлению государственным имуществом и комитеты по управлению имуществом субъектов РФ были призваны содействовать созданию холдинговых компаний (п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 5 Закона).

Понятие холдинга также было дано в Указе Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (далее - Указ Президента РФ N 1392).

Так, согласно п. 1.1 названного Указа холдинговой компанией признается предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий.

В настоящее время согласно ст. 4 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что "холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц (далее - участники банковского холдинга)...".

Таким образом, в случае приобретения одним юридическим лицом контрольного пакета акций других юридических лиц подобное предприятие именуется холдингом.

При этом под контрольным пакетом акций понимается любая форма участия в капитале предприятия, которая обеспечивает безусловное право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления.

Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются дочерними.

Исходя из изложенного следует, что холдинг как объединение юридических лиц само по себе юридическим лицом не является, а представляет собой лишь определенный способ коммерческого объединения.

Структура холдинга

Наиболее распространенной является структура холдинга, которая состоит из нескольких юридических лиц, а именно основного общества и подконтрольных ему дочерних хозяйственных обществ.

При этом хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (ст. 67.3 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст. 6 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Поскольку холдинги являются не отдельным видом юридических лиц, а лишь формой объединения юридических лиц, то они могут быть созданы с участием юридических лиц различных организационно-правовых форм.

Согласно действующему законодательству государственные и муниципальные унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих и некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Однако унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.

Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации, о распоряжении вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями может быть принято унитарным предприятием только с согласия собственника (ст. 6 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Таким образом, если унитарное предприятие обладает контрольным пакетом акций (долей участия) в уставном капитале другого хозяйственного общества, то есть основания говорить о существовании холдинга и, соответственно, отношений экономического контроля между унитарным предприятием и хозяйственным обществом.

Исходя из изложенного, можно определить, что холдинг не является отдельным юридическим лицом, но представляет собой определенную форму объединения юридических лиц, а именно основного общества и подконтрольных ему дочерних хозяйственных обществ различных организационно-правовых форм.

Указанное определение холдинга нашло свое отражение и в судебной практике. Суды также отождествляют понятие холдинга с группой лиц (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.03.2016 по делу N А40-164985/14, Апелляционное определение Московского городского суда от 20.11.2015 N 33-43316/2015, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.10.2015 по делу N А02-1369/2013).

Порядок создания холдинга и управления им

Основанием для создания холдинговых отношений между юридическими лицами могут выступать различные гражданско-правовые договоры. К таким договорам могут быть, в частности, отнесены договоры доверительного управления имуществом, договоры о совместной деятельности, залога имущества или франчайзинга.

Наиболее распространенный способ возникновения холдинговых отношений - это заключение договоров доверительного управления акциями, условием которых является передача доверительному управляющему права голосовать являющимися предметом доверительного управления акциями.

При этом для квалификации возникающих или возникших отношений между юридическими лицами как холдинговых они должны иметь стабильный и системный характер.

Этот вывод подтверждается судебной практикой. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.05.2002 по делу N А56-17968/01 суд указал, что признание одного юридического лица дочерним обществом другого юридического лица связано с наличием у последнего возможности определять решения, принимаемые всеми органами управления первого, а не только влиять на отдельные действия в рамках гражданско-правового договора между этими лицами.

При этом суд установил, что само по себе заключение между организациями договоров комиссии не может служить основанием для признания их дочерним и основным обществами.

Законодательством предусмотрены определенные формы осуществления контроля и управления участниками общества над деятельностью его органов и финансово-экономическим состоянием:

- рассмотрение и утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества на годовом общем собрании акционеров (участников) общества (пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью");

- избрание на общем собрании участников ревизионной комиссии (ревизора) общества для проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности общества (ст. 85 Закона "Об акционерных обществах" и ст. 47 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью");

- утверждение на общем собрании профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками, для проведения аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности общества (ст. 86 Закона "Об акционерных обществах", пп. 10 п. 2 ст. 33, ст. 48 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью").

(Богатков С.А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2017)

скачать dle 11.3
Прокомментировать
   
692132
Приморский край, г. Дальнереченск
Copyright © 2016-2017. Evgeny Shesternin. All rights reserved.
Яндекс.Метрика
Индекс цитирования